![]() |
Формирование отношений бизнеса с внешними организациями на принципах социальной ответственности |
Современный мир живет в условиях острых социальных проблем. Их решение зависит от понимания каждым участником экономической и политической деятельности - органами власти и бизнесом; политическими партиями и профсоюзами; деятелями культуры, науки, образования, медицины и спорта; средствами массовой информации и, конечно, населением меры своей социальной ответственности. Поэтому на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в 1999 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выдвинул идею Глобального договора в области в области социальных отношений, в рамках которого бизнес, правительства, профсоюзы, неправи¬тельственные организации могут сотрудничать для достижения социального равенства и сохране¬ния окружающей среды. Принципы Глобального договора основаны на Всеобщей Декларации прав человека, Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции ООН о борьбе против коррупции.
Корпорации не могут быть изолированными экономическими субъектами, действующими в отрыве от общества, поскольку они вплетены в социальную и экономическую системы и в силу этого несут социальную ответственность перед всеми участвующими сторонами. Общее состояние деятельности корпораций влияет на развитие остальных элементов общества. Вместе с тем, корпорация является субъектом хозяйствования, для которого определяющим являются интересы собственников и сотрудников. Они и составляют ее организационно-производственную структуру, образуя внутреннюю среду корпорации. Остальные интересы, связанные с корпорацией, формируют ее внешнюю среду. Благодаря этим качествам корпорация функционирует не только как субъект хозяйствования, но и как элемент системы. Соответственно, корпорация должна брать на себя и нести социальную ответственность в отношении всех заинтересованных сторон, которая заключается в неразрывном взаимодействии и удовлетворении интересов трех основных субъектов социально-экономического взаимодействия - бизнеса, государства и общества.
Следовательно, проявление бизнесом социальной ответственности неотделимо от государства и общества. Государство создает условия для корпоративной социально-трудовой деятельности, работая в которых на общество, бизнес реализует свои социально-трудовые отношения, ориентированные на обеспечение коммерческих интересов.
Начиная с 1950-х гг. в мировой управленческой литературе, прежде всего американской, было разработано множество релевантных концепций, среди которых наибольшую известность получили «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность бизнесменов», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность», «корпоративная социальная добросовестность». Последовательно развиваясь, указанные концепции не столько замещали друг друга, сколько аккумулировали в себе предыдущие достижения. В 1980-е гг. указанный ряд продолжили концепции «заинтересованных сторон» и «этики бизнеса», пережившей второе рождение в применении к более широкому контексту социальной ответственности. К началу XXI в. пришел черед теорий «устойчивого развития» и «корпоративного гражданства».
Вполне аргументированным представляется подход А. Керолла — одного из ведущих мировых специалистов в области отношений бизнеса и общества — предлагающего увязывать все указанное множество концепций с развитием теории корпоративной социальной ответственности как «ядра», согласованного с альтернативными концепциями или трансформирующегося в них.
Представляется, что именно этот подход позволяет перевести проблему из общих рассуждений о роли бизнеса в общественном развитии к анализу деятельности конкретного делового предприятия, строго говоря, не обязательно относящегося к корпоративному сектору.
Подход А. Керолла, позднее воплотившийся в детально проработанной модели, получил наибольшее распространение, стал во многом определять рамки современных исследований в области КСО. Согласно модели А. Керолла, КСО являет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды. Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Иными словами, любая фирма, реализующая свою экономическую ответственность перед обществом, уже социально ответственна.
Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, фиксированным в правовых нормах. Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. В некотором роде правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность – неформальным. Филантропическая (дискреционная) ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.
Трактовка КСО как пирамиды сама по себе не снимает всех вопросов, относящихся к социальной ответственности, но позволяет их систематизировать. В дальнейшем А. Керолл в статье, написанной в соавторстве с М. Шварцем, модифицировал пирамиду путем отнесения филантропической ответственности к категориям этической и (или) экономической ответственности, так как занимаясь «стратегической филантропией», компании нередко руководствуются экономическими мотивами, основываясь на своей экономической ответственности, и различие между „филантропической“ и „этической“ деятельностью иногда сложно провести и в теории и на практике.
Следует также подчеркнуть, что корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом. Для каждой организации, ведущей бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений.
Таким образом, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик.
Соответственно, корпоративная социальная ответственность может быть определена как рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, направленный на устойчивое развитие компании.
Таким образом, корпоративные социальные программы в первую очередь следует рассматривать с позиции рациональности и извлечения выгод в долгосрочном периоде. Масштаб и охват корпоративной социальной политики будет зависеть от конкретных целей (краткосрочных и долгосрочных), которые преследует компания и многих внешних условий.
Итак, понятие КСО принято рассматривать сквозь призму трех, наиболее распространенных подходов: согласно первому, корпоративная социальная ответственность подразумевает простое выполнение требований законодательства: налогового, природоохранного, трудового и т.д. Ведь если компания не нарушает закон и выполняет все взятые на себя обязательства, то она все делает правильно и представляет собой социально ответственный бизнес. Компания – это юридическое лицо. У нее не может быть чувства вины за то, что она не компенсирует обществу издержки отрицательных экстерналий (идея высказанная впервые Милтоном Фридманом).
По второму подходу, чтобы причислить себя к социально ответственным, компании должны, во-первых, осуществлять свою деятельность в соответствии с законами и принципами устойчивого развития (Термин «устойчивое развитие» означает «текущее использование ресурсов с учетом их обязательной доступности в будущем»)
А, во-вторых, должны обеспечивать развитие социального капитала. Эксперты Всемирного банка определяют устойчивое развитие как процесс управления активами, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только физический, но также природный и человеческий капитал. При этом социально ответственным компаниям необходимо обеспечивать не только экономический рост, но и развитие всех этих активов.
Согласно третьему – социальная ответственность лишь способ улучшения имиджа компании, специальный маркетинговый «ход» призванный заинтересовать и привлечь потребителей, партнеров, инвесторов, государство. Ведь согласно многим исследованиям потребитель предпочтет именно продукцию социально ответственного бренда, чем такой же продукции в отношении которой он будет уверен в обратном.
Следует добавить, что социальная ответственность бизнеса не охватывает все отрасли экономики (изначально она характерна для тех отраслей, которые наносят больший вред окружающей среде или обществу) и страны (оно характерно для развитых государств, интегрированных в мировую торговлю и такие неформальные клубы и форумы как ВТО, ЕС, «большая восьмерка», ОЭСР и другие международные институты).
Следует отметить, что КСО неправомерно рассматривать по отношению к обществу в целом, также как и по отношению ко всему бизнес-сообществу. На наш взгляд, любая бизнес-компания, объективно оценивающая свою роль и предназначение, в процессе своего становления и развития должна двигаться по ступеням или уровням КСО от низшего (базового) до максимально высокого. На какой ступени она сфокусирует свое основное внимание - зависит как от специфики самой бизнес-структуры, так и от специфики системы заинтересованных сторон. Последняя включает в себя потребителей, собственников, работников, поставщиков, конкурентов, государственные органы, местные сообщества и общество в целом.
Каждая из заинтересованных сторон, в свою очередь, предъявляет бизнесу экономические, правовые, этические и филантропические ожидания, соответствующие «пирамиде» КСО. А. Керолл, предложив анализировать КСО с помощью матрицы, отображающей систему «ответственностей» компании по отношению к соответствующим ожиданиям заинтересованных сторон, придав тем самым своей модели законченную форму (табл. 1.3).
Следовательно, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик. При этом менеджмент компании вынужден решать целую совокупность проблем, таких как ранжирование заинтересованных сторон, балансирование конфигураций встречных ожиданий по каждой заинтересованной стороне, балансирование противоречий ожиданий и откликов по всей системе заинтересованных сторон, проблему синергии и т.д.
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер
Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».
Третий, высший уровень ответственности предполагает благотворительную деятельность.
К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
- безопасность труда;
- стабильность заработной платы;
- поддержание социально значимой заработной платы;
- дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;
- развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, работа по повышению качества взаимоотношений с внешними и внутренними клиентами;
- оказание помощи работникам в критических ситуациях.
К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
Спонсорство и корпоративная благотворительность.
Содействие охране окружающей среды.
Взаимодействие с местным сообществом и местной властью.
Готовность участвовать в кризисных ситуациях.
Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).
Таким образом, можно выделить основные направления КСО:
Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.)
Делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников
Денежные гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты — один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса
Корпоративное спонсорство — предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы.
Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией (корпорацией) в целях реализации ее социальной деятельности.
Социальные инвестиции — форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества
Социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании
Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах